Индия- хождение за три моря

Всё о путешествиях по загадочной стране.

Все фото здесь.

 

Записки дремучего провинциала.

Пролог.

         Позади формальности таможенного и пограничного контроля, позади посадка в самолёт. Удобно устроившись в кресле лайнера, пытаешься всё систематизировать и оценить произошедшее. А вообще, с тобой ли это было? Пустое пространство в голове забито гигабайтами информации. Память услужливо начинает извлекать из архивов мозга всё необходимое, пытаясь выстроить это в стройную картинку. Почти месяц в загадочной стране… Самолет, оторвавшись от земли, берёт курс на Родину. Мы летим домой!

Продлить лето или не трудно стать богом.

          Климат на территории России (по крайней мере, на большей её части) таков, что по лету мы начинаем скучать уже в конце сентября, а особо одиозные фигуры и того раньше. Всеми возможными путями мы ищем способы, хотя бы ненадолго, вернуться в комфортные +30. И к своему великому удивлению узнаем, что Земля настолько огромна, а есть страны, которым с климатом в целом, а с погодой в частности, повезло гораздо больше нашего.

Кому, когда и зачем пришла в голову идея в первый раз посетить страну чая и множества богов различной окраски, сразу и не вспомнишь- всё это теперь кануло в Лету. Может быть, подспудное желание стать одним из них? А что, их там миллионы- одним больше, одним меньше. Никто и не заметит, наверное. И вообще, им (богам) всё равно, а нам приятно. Звучит, знаете ли- ты какой- то там божок! Опять- таки, в октябре заканчивается сезон дождей, и погода максимально благоприятствует для жителей северных краёв, к коим мы себя причисляем. Не останавливали даже туристические пугалки и страшилки коими пугают путешественников в эту страну. Мол, все пристают, постоянно норовят обмануть, обсчитать: кидалово и попадалово сплошь и рядом. А в довесок: грязь, мусор и полная антисанитария. В общем, побывали мы в Индии «пакетом» в 2013г.  Выяснилось, что большинство страхов не имеют под собой каких- либо оснований. Категорически настаиваю, что все эти страхи и слухи- ложные и являются происками империализма. Случаются попытки нагреть Вас на пару- тройку сотен рупий, но системой это не назовёшь. Можно подумать на Родине Вас не пытаются … объехать. Однако, это кратковременное (11 дней) пребывание оставило ощущение чего- то незавершенного. Посему встал вопрос о необходимости посетить эту страну ещё раз. Попытаться, что называется, окунуться с головой в быт, почувствовать биение жизни. Только когда и куда в этот раз? И главная дилемма- как? Банально прилететь опять в Гоа? Подсознательно зрело решение о составлении своего маршрута частичной «колонизации» страны. Но это повлечет за собой самостоятельное приобретение авиабилетов, бронирование отелей и ещё много всякого рода мелочей, до селя нам не очень знакомых. Не в плане, что не умеем, а заграница всё- таки. В итоге победил дух здорового АВАНТЮРИЗМА.  Именно он стал катализатором в принятии важных решений. Туристическая благодать снизошла на нас. Путешествовать САМОСТОЯТЕЛЬНО! Нам не дано познать весь колорит этой земли, увидеть все чудеса Индии и попробовать все разновидности карри. Однако, стремиться к этому стоит. На всё про всё- 24 дня!

Маршрут.

          Что является олицетворением любого государство? Не мудрствуя лукаво, загибаем пальцы. Люди, культура, о, конечно, столица. Так, прекращаем загибать пальцы. Дели нам не миновать. Хотя стольный индийский град считается не совсем туристическим центром. Он якобы слишком грязный, шумный, здесь плохой воздух и очень много народу, причём самого разнообразного. Нет, можно и другим путём попробовать, но…  Пусть будет Дели. На «разграбление» города отводилось два дня. Естественно, местом постоянной дислокации планировали знаменитейший Мейн- базар (Мэйн- базар) , орфография кому как нравится. Оптимальное место проживания для экономного туриста. О, этот Мейн базар. Впрочем, ему надо посвящать отдельную главу.

Мумбаи, он же Бомбей в недалёком прошлом, значился  следующим пунктом нашего пребывания на родине шахмат и изобретателей нуля. Те же двое суток на мир посмотреть и себя показать.

Далее- Гоа, с рекогносцировкой по месту (для корректировки имеющихся планов и маршрутов на это место) .

Определившись с трафиком, прибарахлившись билетами по всем направлениям, забронировав отели, остановились на терпеливом (ой ли) ожидании реализации задуманного. Вроде всё предусмотрели. Оставалось дело за малым. Для посещения Индия, если кто не знает, необходима виза. Получить её можно двумя способами: посетить консульство и выйти из него с вожделенным штампом, либо получить оную по электронной почте, т. е. через интернет. Добираться от нас до представительства Республики Индия, я бы сказал, несколько далековато и хлопотно. Получать электронную визу в диковинку (в первый раз всё- таки) . Можно обратиться к посредникам, которых в последнее время расплодилось великое множество. Но им я верю меньше всего, т. к. добывать для нас необходимый документ они будут теми же вышеописанными методами, правда, за наши деньги, что особо расстраивает. Витавший повсюду дух авантюризма, единолично принял решение: действовать посредством мировой паутины. Заполнив электронные формы и оплатив положенный сбор (62 американских рубля с человека) , жмём enter. Всё, наши деньги ушли якобы в индийское консульство. А вместе с ними куда- то испарился дух- провокатор. Взгрустнулось. Не то чтобы не верилось в успех предприятия, но всякое в жизни бывает. Возврат денежек- то не предусмотрен. Плюс уже оплаченные билеты, забронированные апартаменты, теплое море. У-у-у-у! От этого стало грустно вдвойне. Недельное ёрзанье завершилось получением e-mail следующего содержания: …You can arrive in India between 16/09/2015 to 20/10/2015…Свершилось! Теперь только вперёд!

В путь.

          Если не особо вдаваться в подробности, то наша доставка в первопрестольную свершилась на одном дыхании. Скромный А-320 принял нас на борт и, перенёся через несколько часовых поясов, плавно опустил на московскую землю, как бы говоря: « Ожидайте отправки за три моря, Вас пригласят» . Перспектива праздного шатания по аэропорту, конечно, оптимизма не добавляла, но c*estlavie (такова жизнь, как говорят французы) . Однако, дальнейшее развитие событий показало, что вести беседы в московских аэровокзалах лучше всего совсем не на французском. Говорят, учёные по найденным на раскопках черепкам судят о том, какой народ преобладал на этом месте. Так вот, лет через 200- 300 после раскопок нынешних вокзалов Москвы археологи будут уверены, что здесь проживали исключительно китайцы. Да, китайцы забавные чуваки! Поражают своей непосредственностью. А какие горластые и эмоциональные!!! Например, один из многочисленного отряда поднебесных жителей, размахивая своим билетом, пытался кому- то что- то объяснить, хотя его никто особо не слушал, кроме нас, разумеется. После нескольких попыток привлечь к себе внимание, поняв полную бесперспективность происходящего, отбыл в неизвестном направлении, уступив место другому оратору. Вся курьёзность ситуации заключалась в том, что мы были единственными «иностранцами» в этом своеобразном китайском квартале. На правах гостеприимных хозяев, пытаясь наладить контакт, выявили одну немаловажную деталь: уважаемые гости РФ ни слова не понимали по- русски, а также категорически отказывались воспринимать аглицкую речь! Немного «побеседовав» на языке жестов, скрепляем всё это совместным фотографированием. dsc_0011-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cА затем, с чувством выполненного долга, отбываем в направлении, где, по нашим догадкам, нас должна ожидать очередная механическая птица. «Верной дорогой идёте, товарищи!» , а посему: посадка, взлет и самолет ложится на курс. Где- то часа через 3-4 взгрустнулось и ностальгия. Сориентировавшись по карте, благо электронный вариант постоянно мерцал перед глазами, выясняем: мы покинули территорию РФ. Почему- то подумалось о белых эмигрантах. Впрочем, гоним от себя тоску- печаль. Под нами проплавают какие- то города. Их очень хорошо видно даже с высоты 11000 метров, благодаря бесчисленному количеству огней.dsc_0018-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c В финале нас ожидает один из крупнейших городов мира- ДЕЛИ.

Аэропорт: через тернии к электропоезду.

           Немногим без 3 часов утра по делийскому времени самолёт совершает мягкую посадку в международном аэропорту имени Индиры Ганди, одном из самых загруженных в Азии. dsc_0020-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0021-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0023-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cПассажирооборот, по всей видимости, огромадный. В планах наших делийских друзей увеличить его к 2030 году до 100 млн. человек в год. Впрочем, возвратимся к нашим баранам. Для беспроблемного нахождения в стране в течение следующих 30 дней, необходимо было поставить штампик в краснокожую паспортину. Нутром ощущаем: где- то должно быть место для его получения. И самый важный вопрос: где? Сами- то мы не местные, поэтому держим курс по стрелкам для иностранных граждан. И тут главное не поддаться тлетворному влиянию толпы. По всему выходило, что наш самолёт далеко не единственный, который произвел здесь посадку. Открывшемуся взору, предстала диковинная и одновременно пугающая картина. Огромное число регистрационных стоек, куда каждому гражданину необходимо что- нибудь просунуть, свои документы, например. И это не самое страшное. Неисчислимое количество людей, к этим стойкам стоящих. Полное отсутствие русской речи и перспектива провести пару часов в очереди, конечно, не радовали. Завороженные, только благодаря неимоверным усилиям воли, заставляем себя проследовать за маленьким людским ручейком, который, о невероятное везение, вынес нас к нужному «берегу» . Теперь получить синий оттиск- дело техники и терпения. Кстати, последние крайне необходимая вещь. Братья- индусы особо некуда не спешат, а раз так, то некуда, по определению, не спешишь и ты. Такая, брат, диалектика. Потягиваясь, позёвывая, почёсываясь, работники миграционной службы лениво делали свое «синие» дело. В какой- то момент количество служащих резко сократилось на одного человека. Теперь настала наша очередь  потягиваться и позёвывать. Всё- таки самый сон по времени. Как- то ускорить процесс не представлялось возможным. К совести взывать бесполезно. Это Индия, детка! Хорошо ещё до почёсывания дело не дошло. И вот, радостно пряча паспорта, двигаемся в сторону… Кстати, кто- нибудь видел наш багаж? За суетой как- то про него позабылось. Немного побродив, натыкаемся на нашу сумку, которая словно сиротинушка одиноко стояла возле транспортера. Всё, это последнее препятствие. Вперёд, на «разграбление» города.

«Нас утро встречает прохладой» : +25 всего. Сопровождаемые любопытными взглядами, дефилируем на привокзальную площадь. А там, как в сказке. Прямо пойдёшь- попадёшь в хищнические лапы таксистов, каких- нибудь извозчиков, агитаторов и чёрт знает кого. Явно отыскать там нужный автобус будет бо-о-ольшущей проблемой. Налево пойдешь- упираешься в стену. А вот направо! Дорога под землю. Эврика! Видимо, это вход в метро. Начитавшись предварительно всякой всячины про делийский аэропорт, для себя хорошо уяснили одно: очень даже просто добраться до New Dehli Railway Station (а там и до Мейн- базара рукой подать) на аэроэкспрессе. Гордые своим открытием- спускаемся в подземку. И  начинаем традиционное движение по стрелкам, т. к. народу в ней оказалось немного: всего- то два человека, я и жена. Куда подевались в столь ранний час работники метрополитена, знал, очевидно, лишь Шива. Здраво полагая, что бесплатный проезд давно отменён (по крайней мере для нас), пытаемся по пути следования обращать внимание на всякого рода конторки, павильоны, двери. Где- то должны быть кассы. И вот они, вожделенные и желанные, естественно, без кассиров! Не беда, рядом терминал. Сейчас добудем свои жетоны, добудем жетоны, жетоны. Как же добраться до этих жетонов? На ум приходит всякая ерунда, типа «орешек знаний тверд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет…» . Нет с нами киножурнала «Хочу всё знать» .  Самое время впасть в отчаяние, но спасает появление умных пассажиров- индийцев. Вот они, родимые, жетончики по 120 рупий каждый! Плюс бесплатный пакет знаний по пользованию терминалом. В попытках продолжить движение к электропоезду, натыкаемся на «засаду» ! Вооруженные автоматическим оружием люди в форме преграждают наше беспечное продвижение. Первая мысль: сразу сдаться. И во всём сознаться. Прощай, Родина, не скоро свидимся. Фу-у! Пронесло, просто жесткий контроль перед выходом на перрон (впоследствии на это внимание не обращаешь и принимаешь как должное) . В принципе, вещь крайне пользительная. Безопасность в местах скопления большого количества народа поставлена на высочайшем уровне!

         Практически пустой кондиционированный «паровоз» через 35 минут доставляет нас, куда бы Вы думали? Правильно,  New Dehli Airport Express Terminal, расположенный аккурат напротив ж/д вокзала, за которым, в свою очередь, находиться Мекка всех туристов, прибывающих в Индию через Дели. «Значит, нам туда дорога»

Вокзал и кооператив «Дружба народов».

           Расстояние, отделяющее ж/д вокзал от станции метро, порядка 200 метров. Может чуть больше, может чуть меньше. И для его преодоления лучше всего отключиться от существующей действительности. Дело в том, что плотность желающих оказать тебе здесь транспортные услуги зашкаливает за все разумные пределы. И это в столь ранний час. Представляю, что здесь творится в час пик! При этом самым непонятным образом в тебе узнают русского, посему общение может проходить даже на родном языке. Втягиваться в полемику не хотелось, поэтому сразу двинулись к лестнице, которая всем своим видом показывала, что может поспособствовать перебазированию на другую сторону вокзала. Подойдя ближе, к своему глубокому удивлению замечаем, что движение в нужном нам направлении здесь не культивируется. Маневрируя между лежащими, сидящими, стоящими, спящими и ещё бог знает что делающими гражданами, попадаем в вокзал или что- то подобное. С ориентацией в пространстве у нас всё нормально, следовательно, начинаем продвигаться в том же направлении, куда указывала лестница. Дорогу нам преграждает приличного вида молодой человек, русским языком не владеющий, но страстно желающий помочь русским друзьям обустроиться в этом непростом водовороте событий. И конечно, пропускать нас дальше он не спешит, ссылаясь на отсутствие билетов. Все попытки объяснить ему про наше сокровенное желание попасть на Мейн- базар заканчиваются провалом. Юный друг норовил отправить нас куда- то,  в только ему известное место. Поблагодарив его за «радушный» приём и «содействие», отправляемся дальше. Ведь перелопачены тонны литературы, online и offline карты затёрты до дыр. И всё это великое разнообразие ясно демонстрирует наличие перехода через ж/д пути. Однако, в натуре, его решительно невозможно отыскать. Говорят, интернет знает всё! Дудки! Он не знает, как уговорить индуса показать нам этот маршрут. Пребывая в состоянии активного поиска выхода из создавшегося положения, натыкаемся на словоохотливого гражданина, который вдобавок делает это на русском языке! И тот с видом знатока объясняет нам, неучам, что проход закрыт, потому что именно сегодня (завтра, послезавтра и т. д. до скончания века) проводится какой- то очень важный праздник. Даже уличное движение местами перекрыто. О как! Но он знает лазейки, чтобы доставить нас на Мейн- базар. Мало того, поможет арендовать отличного моторикшу (не пешком же идти его лучшим друзьям) . То, что мы попали в разряд его друзей, причём лучших, стало понятно с первых минут разговора. Пытаемся выведать у него: во сколько обойдётся такой акт неслыханной щедрости? Оказывается, всё это совершенно бесплатно, исключительно ради дружбы народов. С водителем, конечно, придётся рассчитаться по приезду. И хотя его тоскливая морда показалась мне подозрительной с самого начала, мы, устав от бесперспективного бродяжничества по вокзалу, соглашаемся на этот вариант. После непродолжительного торга рождается цена нашего трансфера: 30 рупий. Грузимся в тук- тук и полетели. Вроде как, можно расслабиться, но ощущение того, что нас хотят обдурить, появившееся чуть ранее, не проходило. Как бы в подтверждение этой версии, водила завёл свою «песню» про «великий» праздник, перекрытые улицы, невозможность попадания в нашу гостиницу. В «припеве» обосновывалась крайняя нужда заезда в какое- то туристическое агентство, о которой мы, естественно, не догадывались, но это было нам жизненно необходимо.  Поколесив минут двадцать по улицам, на глаза попалось знакомое название, увиденное в интернете. Где- то в глубинах подсознания ёкнуло: мы недалеко от цели. Всё, пора этот балаган заканчивать, иначе будут нас возить по городу до окончания отпуска! Настоятельно порекомендовав водителю остановиться, спешиваемся, посылаем его, бедолагу из кооператива «Дружба народов» , на … в обратный путь и отправляемся на поиски гостиницы. Через 15 минут перед глазами предстаёт его величество МЕЙН- БАЗАР.

dsc_0028-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0029-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0030-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0031-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Мейн- базар.

         Мейн- базар- абсурдная, не поддающаяся привычному восприятию, улица, но со своим неповторимым колоритом и сумасшествием. Главная туристическая магистраль Дели. Не то, чтобы в столице нечего больше посмотреть, но всё- таки. Посему она заслуживает отдельного разговора. Как уже упоминалось ранее, это оптимальное место проживания для экономных туристов. Здесь можно найти всё, что есть в других туристических районах Дели. И цена. Как бы не хотелось  местной власти превратить город в центр притяжения респектабельных граждан, Мейн- базар остаётся эпицентром дешевых отелей, забегаловок, лавок и магазинов с претензиями на изыски. Жить там длительное время- противопоказано, но скоротать денёк- другой вполне можно.

Так вот, сворачиваем мы на объект нашего стремления последние 1,5 часа и видим… Нет, уже ощущаем! Какое- то вавилонское столпотворение. Тысячи людей снуют туда- сюда, словно в муравейнике, иногда чуть ли не по головам, рядом находящихся. Тут же рассекают велорикши, моторикши, просто машины, повозки, запряженные всяким скотом, прочие транспортные средства. Бардак мгновенно вклинился в наше сознание. От этого становится весело. Нескончаемые потоки людей и техники двигаются навстречу друг другу без каких- либо правил. Системы- нет, но нет и аварий, по крайней мере, мы их не наблюдали за всё время пребывания. Помимо всего прочего, кто- то просто спит прямо на дороге, подстеливши газеты, если побогаче. Некоторые застыли в загадочных позах неподвижно, с полным безразличием на физиономии. Нас для них нет! Лавки с дымящимися котлами, кастрюлями, казанами, передвижные развалы с причудливыми пончиками, пирожками и местными деликатесами. Огромное разнообразие всяких фруктов и напитков из них. Вопреки сложившемуся стереотипу, мусор в Индии убирается. Специально подготовленные граждане, из числа наиболее сознательных, рано утром приводят близлежащие территории в божеский вид. Нет, шампунем не моют, но всё же. Иногда им в этом помогает мудрёная техника, созданная, видимо, по чертежам из журналов «Юный техник» и «Техника молодежи» и, о ужас, погрузчик на собственном ходу. За ними через некоторое время, а иногда и сразу, следуют граждане из числа несознательных (таких, как правило, большинство) . Мусор, отбросы, а также всякого рода нечистоты они кидают под ноги, обеспечивая народ, опять- таки из числа сознательных, работой на следующий день. Такая вот всеобщая занятость! Специальных мест складирования отходов не предусмотрено, они образуются хаотично.

Ещё одно препятствие нашего безмятежного продвижения- запах. Нос самым бессовестным образом норовил увести нас с маршрута поиска гостиницы. К вышеописанным ароматам продуктов добавлялась специфика Индии- пряности и специи всех мастей и сословий. Всё это сбивает с заданного курса, а нам надо сохранять стойкость характера, чтобы найти забронированный отель. Очень хотелось переодеться во что- нибудь легкое и избавиться от надоевшей, хуже горькой редьки, сумки, которая постоянно скулила, била по ногам и категорически не хотела передвигаться самостоятельно. Неторопливое передвижение было прервано, замаячившей впереди надписью на черном фоне: New Dehli. А за ней, по всей видимостью, вырисовывались контуры «любимого» ж/д вокзала. Где- то мы проскочили отель. Разворот на 180 градусов решает эту проблему. Запустив в мозгах картинки из интернета с видами гостиницы, через какое- то время упираемся в вывеску со стрелкой: Star Palace Paradise и Star Palace. Узенькая улочка приводит нас к гостиничной стойке.

В отеле перед нами распахнули огромную книгу, в которую принялись заносить данные о нашей родословной (индийцы очень бюрократичны, по всей видимости) . Закончить всю эту бумажную тягомотину удалось, оставив на стойке кровные 1500 рупий за двое суток проживания на двоих. Начитавшись всякого рода дребедени про отели Мейн- базара, готовимся к самому неожиданному. Номер полностью обделен изысками: от телевизора осталась одна розетка, чайник или какой- нибудь нагревательный прибор мог присниться, разве, в кошмарном сне, кондиционер, хоть и присутствовал, но своим истошным рыком пугал даже видавших виды индусов. В целом, сносное жилище перекантоваться пару деньков. Свежее постельное бельё в наличии. Даже горячая вода появилась чуть позже. Кстати, не верьте злопыхателям, которые утверждают, что в номерах гостиниц на Мейн- базаре нет окон. Злые языки, у нас было полноценное окно! Это ведь не беда, что выходит оно в коридор отеля, правда? Мы же не жить сюда приехали. Наскоро приводим себя в порядок и на люди. Времени- мало, желание что- либо посмотреть- много. Только костлявая рука голода, зловеще нашептывая, вносит свои коррективы: «Выходить в многомиллионный мегаполис не позавтракав, по меньшей мере, неразумно. А как случится голодный припадок или хуже того- обморок» . С её доводами трудно не согласиться. Тем более, что проблема с питанием на Мейн- базаре решена раз и навсегда. Она отсутствует, как класс! Сплошной общепит на любой кошелёк и вкус. Практически у каждого отеля на крыше находится своя харчевня. И совсем не обязательно проживать по указанному адресу. Выбирайте любую. В мозгу навязчиво крутилась подсмотренная у кого- то идея о необходимости посещения кафе «Эверест». Напрягая пухнущую от избытка информации голову, пытаемся сообразить- где это. Впрочем, манипуляции с головой оказались совершенно напрасными. Без особого труда натыкаемся на нужную вывеску и …  Так вот почему кафе дали такое название! Подъём на крышу за вожделенным завтраком схож с восхождением на знаменитую гору! Товарищи- индусы не лишены чувства юмора. Ступеньки довольно- таки высокие и волочить ноги по ним приходится с некоторыми дополнительными затратами энергии. Героически преодолевая марш за маршем, вваливаемся в трапезную. В принципе, начинать поход в «Эверест» можно и на сытый желудок, всё равно в его оконцовке будет обеспечен зверский аппетит. Покончив с чревоугодием, отправляемся в обратный путь. И тут главное соблюсти максимальные меры безопасности. В общем, аккуратнее спускайтесь, кому выпадет судьба столоваться там. С чувством выполненного долга, пополнив энергетические запасы, выкатываемся на улицу. Нас ждёт жемчужина Востока- ДЕЛИ.

Намасте, Дели.

          Если бы мифическую вавилонскую башню не растащили на кирпичи какие- то гастарбайтеры, то она наверняка находилась бы в Дели. Люди всех народов и наций присутствуют в этом громадном мегаполисе. dsc_0067-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cКто- то называет Дели муравейником (плотность населения около 11300 чел/км^2) , другие- город- мечта и закатывают при этом глаза в потолок. Всех, кто начинает своё путешествие по этой стране со столицы, Дели, как суровый экзаменатор, тестирует на стойкость. Если тест сдан, город ставит оценку: «Годен для индийских реалий» .dsc_0068-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0069-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Индийский мегаполис атакует все органы чувств. Кажется, всё окутано дымкой специй, приправ и пряностей, а в воздухе повисла пелена волшебства. Это- восточная сказка, про которую нам читали в детстве книжки. Дели- столица семи империй в индийской истории. Истории о том, как семь городов превратились в один и стали символом Индии. По легенде, «первый» город был основан в 3000 г. до н. э. dsc_0070-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0072-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0073-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

На первый взгляд дикарей из России здесь царит невообразимый хаос, но на самом деле город подчинён собственной логике, пусть и странной. Огромный, шумный до безобразия, местами грязный и при всём этом необычайно зелёный. Штудируя книжную мудрость про Индию, например, Археологический обзор, выясняем, что в Дели находится несметное количество памятников мирового значения. После череды сложных вычислений приходим к выводу- некоторые даже старше нас! Первое впечатление таково: высшие силы бросили на город огромную горсть семян, а из каждого проросла достопримечательность. Такое количество храмов, гробниц, памятников целым эпохам, что обозреть их все в ближайшей перспективе не представляется возможным. Потому будем придерживаться схемы, разработанной на Родине.

         В непосредственной близости от кафе «Эверест» в нас вдруг, откуда ни возьмись, заговорила рабовладельческая сущность. А почему бы нам не добраться до первого пункта нашей экскурсии на велорикше? Таковым в наших планах стояла Делийская соборная мечеть. По нашим расчетам, ходу до неё было порядка 30 минут неспешным шагом. Здраво рассудив, что велосипед не роскошь, а средство передвижения, нанимаем велосипедиста. Гордо оглядывая прохожих, мчимся в сторону главной мусульманской святыни. На половине пути рабовладельческий дух выветривается из нас напрочь, уступив место всякого рода гуманистическим идеям, типа: человек человеку- друг, товарищ и брат. И начинают мучить зазрения совести. К исходу маршрута мы уже готовы сами везти велорикшу. Но что сделано, то сделано. А перед нами уже маячит вход в  ДЖАМА МАСДЖИД- одну из крупнейших мечетей мира.

Джама Масджид.

          Делийская соборная мечеть- основная мечеть Старого Дели. Заложена при Шахе Джахане (строителе Тадж Махала) . Строительство завершено в 1656 году. Оригинальное название- «мечеть, командующая представлением мира» . Одновременно воздать честь Аллаху здесь могут 25000 верующих. Одна из реликвий- копия Корана, написанная на коже оленя. dsc_0049-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0054-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Довольно- таки грандиозное зрелище. Окидывая взглядом площадь, прямо кожей ощущаешь гармонию архитектуры и стиля. Вдоволь насладившись внутренним осмотром, решаем подняться на минарет, чтобы с 40 метровой высоты впитать виды Старого Дели. dsc_0056-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0061-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cУзенькая лестница ведёт на самую его вершину. Создатели моей телесной оболочки, уважаемые родители, несколько обделили меня размерами. В смысле, объема, а не то, о чём многие норовят иногда подумать. Разве только рост выходит за рамки приличия. Так вот, имея такие среднестатистические габариты, два меня с трудом могли бы разминуться на ступеньках. Тем не менее, мы наверху! «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем …» . Панорама, открывающаяся взору, впечатляющая. Описывать её бесполезно. Это надо видеть! dsc_0064-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0066-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cЗачарованно смотреть можно, наверное, часами. Тук- тук. Кто это? Память возвращает нас к реальности и напоминает, что на всё про всё отведено менее двух суток. Заплатив за все удовольствия около 500 индийских денежек, вернув обратно свою обувь (да, дорогие друзья, босиком пришлось прогуливаться) , сдав маскхалат жены (синий балахон, который выдаётся исключительно женщинам), отправляемся в сторону КРАСНОГО ФОРТА.

dsc_0065-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0076-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Красный форт.

Желание прочувствовать колорит городской жизни подталкивает нас к пешей прогулки. Резонно полагая, что направление движения, высмотренное с минарета, совпадет с уличными маршрутами, отправляемся в путь. Умные путеводители гласят, если кратко: «Выйдя из мечети, Вы окажитесь напротив знаменитого Красного форта, построенного по образу и подобию рая в Коране» . Пройдя в нужном направлении некоторое время, ни образа, ни подобия рая, ни , тем более Красного форта, мы не обнаруживаем. Зато углубляемся в дебри какого- то базара, до боли напоминающего советскую барахолку времен перестройки и зарождения кооперативов. dsc_0083-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c dsc_0085-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cХотели колорит- начинаем его ощущать! Насытившись красотами и прелестями местного рынка, через какую- то лазейку выходим к Красному форту. Вернее, к забору,  отделяющего его от страждущих россиян. Первые робкие попытки проникнуть на территорию оказались безрезультатными. Естественно, тут же появились добровольные помощники, пытавшиеся сопроводить нас в нужном направлении. dsc_0087-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cКонечно, всё это сопровождается тирадой, что именно сегодня проход временно закрыт, но именно для нас (!) сделают исключение и даже могут подвезти. Перед глазами всплывает образ незабвенного работника кооператива «Дружба народов» с ж/д вокзала. Желание продолжать беседу начинает неумолимо стремиться в минус бесконечность и  постепенно проходит, как с белых яблонь дым. Добровольные помощники растворяются следом. Но мы не жалеем, не зовём, не плачем! Всё- таки похожесть русского и индуса налицо. Подглядев, как делийский гражданин отодвигает переносное ограждение, проделываем ту же операцию. И вот мы на территории форта.

dsc_0090-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0091-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

 

dsc_0092-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0094-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Красный форт- историческая цитадель Дели эпохи Великих Моголов. Вы будете смеяться, но  он заложен всё тем же Шах Джаханом в 1639 году, когда он перенёс сюда столицу из Агры. По всей видимости, ещё тот архитектор был. «Если и есть рай на свете, то он здесь, он здесь» — гласит надпись над входом. Несколько нескромно. Хотя в этих словах персидского поэта товарища Амира Хосрова Дехлеви ясно выражен замысел архитекторов- построить цитадель по образу и подобию рая. А против Корана не попрёшь! Действительно, Красный форт поражает своими размерами и величием. Периметр стены составляет 2500 метров. Высота колеблется от 16 до 33 метров. Это также надо увидеть! Смешение индийского и арабского стилей придают крепости сказочный облик.

dsc_0101-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0103-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

 

dsc_0106-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0108-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

 

dsc_0109-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Побродив по окрестностям, устремляем свои взоры и ноги в сторону Мейн базара. Даёт о себе знать ночной перелёт, да и эмоционально поистрепались. Нужна передышка. Смутно представляя истинное направление движения, всецело доверяемся электронной балаболке со звучным именем MAPS ME. Наша цель: найти станцию метро. Начитавшись отзывов, мы заранее свято уверовали в его (метро) непогрешимость. Главное- научиться им пользоваться! Не откладывая в долгий ящик, решаем этим заняться… Как только найдём его! И всё- то, вроде, начиналось хорошо. Идём себе не спеша, глазеем по сторонам. dsc_0110-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cМы никого не трогаем, до нас никому дела нет. Кстати, не стройте иллюзий. В общем и целом, у большинства местного населения ( детей в расчёт не берём) особого желания общаться с «белыми обезьянками» не возникает. Конечно, многое зависит от физиономии самой обезьяны. Улыбаешься ты- улыбаются тебе. Не дежурной европейской улыбкой, от которой тянет выложить на асфальт остатки завтрака (обеда, ужина- кому как не повезёт) , а очень душевно. Это не описать, это надо прочувствовать. Не откажут с советом, если обратишься, даже если плохо в чём- то разбираются. Я это к чему? Шли мы, шли, а метро не нашли. Спросили. Бородатый дядька в чалме (авторитетный поди, кому попало такую шапку не намотают на бестолковку) , как мог, постарался объяснить: мол, идёте верной дорогой, только чуток вперёд надо податься. И усе! Почти все в это уверовали, кроме навигационной системы. Она упорно старалась нас развернуть. Но кто поверит какому- то электронному ящику, первый раз оказавшемуся в Индии и не понимающего на хинди ни бельмеса. Бездарно потратив уйму времени, возвращаемся в исходное положение. Повторно проводим опрос местного населения и выясняем единственно верное направление, прямо противоположное предыдущему. Двигаясь по вновь проложенному маршруту, высказываю всё, что думаю про справочное бюро в чалме, с использованием русских идиоматических выражений, среди которых проскакивают нецензурные. Дошли. При посредничестве местных жителей, до нас начинает доходить сущность делийского метрополитена. Действительно, всё очень просто, особенно при наличии схемы. Одного урока было вполне достаточно, чтобы в дальнейшем не испытывать особых проблем.

 

Вечерний Мейн базар и позднее, но не опоздавшее озарение.

Благополучно добравшись до отеля, смываем с себя пыль веков и отправляемся на вечерний Мейн базар. Это уже другой мир, нежели утром. Светится всё, что может светиться, шумит всё, что может шуметь. Сплошной поток из людей, техники, иногда животины, причём в обоих направлениях. dsc_0114-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0115-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0116-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cНароду стало больше в разы, нежели утром. Такое впечатление, что при проектировании этой авеню использовалась исключительно резина. Нужно ещё учитывать, что сия улица является, по большому счёту, огромным рынком и перевалочной базой туристов со всего мира. Всё это дополнительно привлекает сюда несколько тысяч пар ног. Торговля здесь главный рулевой. dsc_0130-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0134-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cНо в наши планы не входило вступать в рыночные отношения с кем бы то ни было, по крайней мере, в этот раз. Просто променад, вдыхая полной грудью весь этот упорядоченный бардак. Неспешно оказываемся в районе горячо «любимого и обожаемого» ж/д вокзала. В путеводителях и других рекламных брошюрах красочно описывается, как иностранцам с него добраться в любую часть Индии, предварительно купив билеты в кассах, опять- таки, для иностранных граждан. И нигде не найдешь рекомендаций, как миновать кооператив «Дружба народов» , специализирующийся на доставке этих бедолаг на Мейн- базар, находящийся в шаговой доступности. Ладно, мы заплатили сущую мелочь, но ведь некоторые за свою доставку платят на порядок больше. Словно их на лимузине подвозят и выносят под белы ручки. В голову навязчиво лезло: «С жульём, допустим, надо бороться» . Тьфу, будь он неладен, этот профсоюз тук- тукеров,* хотя без них бывает несладко, иногда. Вход на вокзал происходит совершенно бесплатно, т. е. даром и без наличия билетов. Культурное место. Люди знакомятся с расписанием, садятся в вагоны, спят прямо на полу всем семейством. dsc_0120-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Ничего необычного, простой среднестатистический пункт приёма и отправления граждан. Разве только, велосипед, висящий на стене в окружении чайников! Простенько, но со вкусом. dsc_0121-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Да и то, что мы велосипедов на стене не видели. Возвращаемся на Мейн- базар. Отведав свежевыжатый мандариновый сок, dsc_0129-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c натыкаемся на распорядителя чайной церемонии, он же, по совместительству, мастер приготовления чая МАСАЛА. Иными словами, час со специями! Штудируя книжную мудрость по Индии, много узнали про этот напиток. Ну и пусть желудок заполнен соком, ничего, потеснится. Но такой чай, первый раз в жизни, мы отведаем именно сейчас. dsc_0127-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cПроцесс его приготовления можно сравнить с небольшим шоу на отдельно взятой кухне. Естественно, не можем отказать себе в удовольствии заснять всё это действо! Красиво и вкусно. С перцем, конечно, немного напутано, но, видимо, стиль у него такой, острый. Может это, может что- то ещё, но совершенно неожиданно промежуточный мозг, участвующий в формировании чувства голода, явно сговорившись с продолговатым мозгом, отвечающим за пищеварение и реакции на европейские дежурные улыбки, начал издавать какие- то звуки в животе. Наверняка хочет поднять бунт на корабле! По своей наивности, я полагал, что отделы головного мозга человека находятся несколько выше. Как же я ошибался! Хорошо, что мы знаем отличное место для сытного ужина. Самое время начать восхождение на «Эверест» . Преодолев расстояние до кафе в фривольном галопе, уютно располагаемся за столиком и делаем заказ. Нам здесь рады. Ожидая его выполнения, любуемся панорамой улицы. Виды на ночной Мейн- базар с высоты 5- ти этажного дома- завораживающие! Производя осмотр окрестностей, с ужасом замечаю: впав в эйфорию от происходящего, совершенно забыл оформить заявку на употребление пенного напитка. К чести индийцев, свободно пьющих граждан, как и свободной продажи вышеупомянутого напитка, мы так и не увидели. Однако, «имидж- ничто, жажда- всё» . Обращаюсь к официанту с банальнейшим вопросом: «А что, друг Пинту, пиво в Вашем учреждении подают?» . Получив утвердительный ответ, размещаю заказ на две порции, мысленно хваля себя за сообразительность. Постепенно стол заполняется заморскими  яствами, и мы приступаем к трапезе, окончательно теряя бдительность. Из состояния прострации выводит вопрос индийского гарсона: «Чайник подавать?» . Нет, спасибо, дружок, чай будем в другой раз. Количество принесенного убывает, а пиво- не прибывает. От этого становилось тоскливо. Хотя на улице и поздний вечер, но довольно душно. Повторное обращение натыкается на всё тоже предложение чайника. Чай мы уважаем, даже любим, но сейчас охота чего- нибудь прозаического и прохладного. Видя, что меня не понимают, или я неверно истолковываю некоторые термины, начинаю впадать в депрессию. Неужели день закончится на минорной ноте? +31, как жить? И тут на меня спускается озарение! ПИВО БУДЕТ ПОДАВАТЬСЯ В ЧАЙНИКЕ! О,  мастера конспирации! Ай- да Пинту, ай- да сукин сын! Подавай, друг мой сердечный, да поскорее! Закончив со своими меркантильными делами, отправляемся отдыхать, ведь завтра нам опять предстоит окунуться в хаос. dsc_0123-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0128-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0128-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0133-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0132-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cСпать будем без задних ног, денёк был явно насыщенный.

 

* тук- тук- местное средство передвижение, широко распространённое в Азии. Следовательно, тук- тукер- водитель этой чудо- техники.

dsc_0004-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

 

Акшардхам.

Проснуться в гостинице на Мейн- базаре можно и без помощи будильника. Тем более, когда окно выходит в коридор отеля. Это, несомненно, плюс. Под громогласное чихание, сморкание, кашлянье и прочие звуки совершаем побудку. Следом под те же звуки, но уже в душевой- помывку. Отзавтракав в номере, отбываем в сторону метро, чтобы запрыгнуть в подземку на станции с воодушевляющим названием «РамаКришна» и проследовать до станции Акшардхам. Там находится следующий пункт нашего назначения- индуистский храмовый комплекс города Дели. dsc_0007-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Метро принимает нас, как родных. Выйдя на нужной нам станции, нутром ощущаем, что до цели рукой подать. Данные, почерпнутые из мировой паутины, настоятельно долдонят об этом же. Осталось увидеть эту цель. Попытки провести рекогносцировку на местности постоянно прерывались из- за желания велорикш сообщить нам нечто- то важное. Справедливо предположив, что меньшим из зол будет выслушать их, соглашаемся… на 30 рупий. Взамен этого немеханизированные представители кооператива «Дружба народов» обещают доставить нас до места быстрее ветра. Выбираем работника с наименее одиозной внешностью и, отбросив досужие предрассудки насчёт рабовладельческой сущности нашей натуры, рассаживаемся на сиденье. Очевидно, в знак большого уважения к нашим персонам, этот демон в человеческом обличии начинает движение по встречке, иными словами, навстречу транспортному потоку, за здорово живёшь. Не то, чтобы мы очень расстроились этому факту, но прямо на нас неслись настоящие машины, а вот это оптимизма не добавляло. Попавшийся нам на дороге коллега по тяжкому велосипедному труду, видимо, был чуть лучше осведомлён в индийских ПДД. Он- то и сумел убедить нашего водителя скоростной «табуретки» , что правильнее будет все же ехать в противоположном направлении, несмотря на заверения последнего, что тем самым мы отдаляемся от пункта назначения. Его можно было понять: над ним довлело обещание обогнать ветер! Добравшись до места, не значит попасть в него. Создалось впечатление, что здесь хорошо изучили наследие вождя мирового пролетариата в области учёта и контроля, который на входе в храм очень строгий, я бы даже сказал, строжайший- изымают всё, кроме денег, видимо, справедливо полагая, что внутри комплекса ты сам их отдашь вполне себе добровольно. Гуманисты, вроде как.  Все личные вещи сдаются в камеру хранения. Выдаётся какая- то бирка и, с надеждой, что всё это может быть сохранится, тебя препровождают дальше. Причём, мальчики отдельно, девочки отдельно- ручной обыск и досмотр с пристрастием (металлоискателем) . Какой там телефон, хорошо хоть одежда на месте, а не в набедренной повязке пускают щеголять. Безопасность, однако. Всё, можно вздохнуть, расслабиться и получать эстетическое удовольствие.

Акшардхам- индуистский храмовый комплекс. dsc_0008-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0009-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Вошёл в книгу рекордов Гиннеса как самый большой индуистский храм в мире. Он относительно юн, просто младенец, на фоне других сооружений Дели. Открылся в 2005 году. Высота составляет 42 метра, ширина и длина 94 и 106 метров соответственно. Он украшен 234 колоннами с узорами из индийской мифологии, 9 куполами, 20 четырёхгранными шихкарами и более 20000 фигур. По периметру здания располагаются фигуры 148 слонов. Внутри отделан белым мрамором, как символ абсолютной чистоты и мира. Зрелище грандиозное!!! При подходе к храму читаем надпись: ступать по белой линии. В тоже время замечаем, что никто особо этого не выполняет. Решив проверить, что же за секрет в ней, пробуем пройти. Ощущаем резкий контраст с рядом лежащей дорогой. Полоса просто холодная! По ней удобно ходить в жару (босиком) . Храмовый комплекс- огромен. Есть озеро, по которому плавают лодки, музеи, фонтаны, магазин, своеобразное фотоателье, кафе. По вечерам проводится светомузыкальное шоу, увидеть которое, к сожалению, нам было не суждено. Говорят, необычайно красиво. Нам же надо поспешать. Отведав местного мороженого, запечатлев себя на фоне храма у местного Шрайбикуса, получив, фу, отлегло, свои шмотки и фото, двигаемся дальше. Спускаемся в метро, чтобы отправиться к ВОРОТАМ ИНДИИ.

Ворота Индии.

Вырвавшись из прохладного метро в раскаленную действительность, начинаем лицезреть комплекс правительственных зданий. Здесь живет и несёт свой тяжкий крест индийская власть. dsc_0010-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0013-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cНу и, конечно, как всякая власть, тут же думает о народе! Дворец Президента Секретариат, Парламент и пр., пр., пр. dsc_0015-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0017-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Засняв себя на фоне барских «домиком» , держим путь в сторону Ворот. dsc_0019-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0020-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0021-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Поднимающееся в зенит солнце, напрочь отбивает охоту пешего передвижения. Легким взмахом руки заманиваем в свои сети очередного моторикшу. Почти сразу выясняем, что нам категорически повезло (счастливчик- наше второе имя) , ведь только этому водителю известен секретный адрес очень нужного нам магазина, просто мы об этом ещё не знаем. И он, естественно, с радостью нас туда оттартает. Смутно начинаем догадываться, что щупальца известного кооператива проникли и в правительственный квартал. Собрав всю оставшуюся силу воли в кулак, через не могу, отказываемся. Будь, что будет. Делаем нелегкий выбор в пользу эстетического наслаждения, а не жажды наживы. dsc_0024-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0026-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Ворота Индии- расположенный в Нью- Дели монумент в память об индийских солдатах, погибших в англо- афганских войнах и в годы Первой мировой войны. dsc_0028-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0030-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0031-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0038-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cОткрыт в 1931 году. У подножия горит Вечный огонь. На самой арке вырезано более 90000 имен воинов. Рядом находится Могила неизвестного солдата. Тут несёт службу почётный караул. dsc_0037-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Это довольно- таки раскрученная достопримечательность. Некоторые индусы, из числа особо одаренных, могут попробовать взять с Вас плату за посещение. dsc_0034-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

По обеим сторонам арки расположились два канала, заполненные водой. dsc_0042-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0043-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Оба используются местными жителями по прямому назначению: можно искупаться, а можно привести в порядок одежду, т. е. устроить стирку. dsc_0052-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0045-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Ваш покорный слуга был замечен в попытке охладить свой пыл путешественника водами одного из них. dsc_0046-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c До купания, правда, дело не дошло. Возле Ворот раскинулся живописный парк, где можно просто отдохнуть на травке. Или запросто поспать в тени деревьев, как это делают самые продвинутые представители индийского племени. dsc_0047-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0051-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cОтдавая дань уважения мудрым строителям арки, вынуждены покинуть её окрестности, чтобы насладиться следующим шедевром в делийской короне- КУТБ- МИНАР.

Кутб- минар.

В некотором отдалении от центральных достопримечательностей столицы находится самый высокий кирпичный минарет в мире. dsc_0054-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c К своему великому разочарованию узнаем, что вход на территорию всей этой богодельни платный- 500 индийских денег на двоих. Все попытки сойти за местных аборигенов (с них берут меньшую сумму) , успехом не увенчались. Утешая себя тем, что русские и индусы- братья навек, приступаем к детальному знакомству. dsc_0053-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0095-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Кутб- Минар- самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох. Кирпичный минарет высотой 72,6 метра (начало строительства 1193 год) , минарет Ала- и- Минар (недостроен) , мечеть Кувват- уль- Ислам (разрушена) , ворота Ала- и –Дарваза и множество других. dsc_0061-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0062-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0063-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0064-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0070-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0071-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0068-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0082-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cОсобый интерес представляет загадочная железная колонна высотой 7 метров и весом около 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта 1 династии Гупта, правившей в период 320- 540 годов. За 1600 лет колонна практически не подверглась коррозии, о причине чего периодически возникают научные дискуссии. Ходят слухи, что она изготовлена из метеорита. Следовательно, граждане из правящей тогда династии, вполне могли прикупить её у инопланетян по сходной цене. dsc_0066-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0073-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c Красивая версия, сам придумал! Впрочем, химики и примкнувшие к ним металлурги, пытаются вдрабадан разбить эту теорию. Якобы в колонне использовался особый сплав, изобретенный древними индийскими металлургами, и несовершенство технологического процесса плавки того времени ( видите ли, фосфор у них не выводился в шлак, отчего образовывалась защитная плёнка) . Сказки всё это про белого бычка! Оно и понятно, гложет их, болезных, зависть. Это сейчас колонна обнесена оградой, чтобы не лапал, кто ни попадя. А раньше, согласно легенде, если встать к столбу спиной и охватить её руками, то на голову и в карманы свалится несметное количество счастья! Представляете, сколько там всяких наобнималось с колонной. Жуть, всю плёнку уже давно истёрли бы. Ан нет, столб стоит себе, живёхонький, и в ус не дует. Даже надписи читаемые сохранились про тов. Вишну.

В общем, всё- и разрушенное, и сохраненное- являет собой монументальное зрелище! dsc_0080-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c   dsc_0069-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0080-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0083-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0084-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0086-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0089-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cМолодцы, предки, умели масштабно мыслить и претворять идеи в жизнь. «Да, были люди в наше время!» . Налюбовавшись вдоволь, держим путь к следующей жемчужине Дели- ГРОБНИЦЕ ХУМАЮНА.

Гробница Хумаюна.

Наличие метро позволяет в кратчайшие сроки оказаться в непосредственной близости от гробницы. Товарищ Хумаюн являл собой императора из династии Великих Моголов. И был довольно- таки продвинутым и незаурядным типом для своего времени. Такой вот образованный правитель. Любил всякие науки, особливо, астрономию и астрологию. Отчего и пострадал, смертельно для своего организма. Выходя однажды из библиотеки со стопкой книг, услышал призыв на молитву. Делать нечего, надо поспешать. Даже императорам скидка не делалась. Да запутался в полах своего халата и скатился с лестницы кубарем. В общем, все умерли. Такое вот «Горе от ума» по- индийски. Безутешная вдова в его честь и заказала постройку мавзолея. dsc_0110-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

Попадание внутрь территории комплекса гробницы оказалось вновь овеяно расовыми предрассудками. Очередные 500 рупий на двоих (с иностранцев) за желание позырить на, согласен, величественное сооружение, камень. Грабёж средь бела дня! Можно было попытаться замаскироваться под местного, тогда плата символическая. Или, на худой конец, представиться дальними родственниками падишаха по линии сестры жены, приехавшими почтить память горячо любимого и почитаемого прапрапрапрапрадедушки. Ни первое, ни второе не пролезло. Наш карман похудел ещё на вышеуказанную сумму. Здание мавзолея, бесспорно, грандиозное сооружение. dsc_0112-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0114-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cНедаром по его образу и подобию построен знаменитый Тадж- Махал в Агре. Да и по окрестностям можно беспечно гулять, рассматривая всяческие изыски, отдыхая в тени деревьев и размышляя о высоких материях. Кстати, место обязывает. А то всё о материальном и тленном. Стоило всё это увидеть! dsc_0100-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0104-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0105-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0122-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c

dsc_0119-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c  dsc_0120-%d0%b8%d0%b7%d0%bc-%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8cОднако, вечерело. Памятуя о том, что это происходит стремительно, делаем ноги на место постоянной дислокации. Вприпрыжку до метро.

Уже в вагоне метро начинаешь осознавать, что день пролетел, как миг. Не всё запланированное смогли осуществить. Стоит ли об этом сожалеть? Думаю, это лишнее. Всегда же можно попытаться вернуться и наверстать упущенное. Впрочем, чтобы познать весь Дели… Уже в потёмках вступаем на Мейн базар. Особых планов нет: просто прошвырнуться по улице. Насытиться, пропитаться воздухом упорядоченного хаоса.  С высоты положения («Эверест» , как никак) ещё раз обозреваем, ставшую почти родным домом, улицу. Невольно возникает вопрос: нужно ли побывать здесь ещё раз? А почему- нет! Нам здесь было, Вы не поверите, комфортно. К тому же, много ещё необычного таит в себе индийская столица, многое чего хотелось бы увидеть. В общем, Дели показался нам вполне удобным городом, который можно и нужно посещать многократно, но это в перспективе. А завтра в аэропорт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *